СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Спецкурс для зочного отделения Литературного института им.М.Горького

2 занятия - 1 семестр, 2 занятия - 2 семестр

Цели семинара:

- расширить представление о художественных возможностях различных видов описаний (портрет, пейзаж, интерьер, образ иконы, фотографии, живописного полотна и т.п.);
- проанализировать в русской литературе ХIХ–ХХ вв. художественные эксперименты в области словесной живописи.

Темы семинарских занятий:

1 семестр:

• Портрет. Художественные эксперименты с портретом в русской литературе. Живописный и фотографический портрет. Мотив оживающего портрета. Синтез образов: портрет-имя, портрет-пейзаж, портрет-интерьер.
• Образ живописного полотна и фотографии (экфрасис) в литературе. Образ иконы в русской литературе. «Сикстинская мадонна» Рафаэля в русской литературе ХIХ–ХХ вв.

2 семестр:

• Пейзаж. Художественные эксперименты с пейзажем в русской литературе. Пейзаж-экфрасис. Пейзаж-символ. Пейзаж-метафора. Импрессионистский, сюрреалистический, абстракционистский пейзаж в литературе. • Интерьер как образ героя, дома, мира. Интерьер будущего в фантастике. Образ эпохи в интерьере.
• Словесная живопись в современной литературе. Лаборатория студентов: художественные находки в области словесной живописи.

Контрольная работа может быть выполнена в виде научной статьи или художественного произведения.

Статья (хорошие статьи публикуем):
• Проанализируйте художественные эксперименты с портретом (или пейзажем, интерьером, описанием картины…) в современной русской литературе (один или несколько авторов на выбор).

*** Вариант задания: в зарубежной литературе (один или несколько авторов на выбор).

Художественное творчество:
• Рассказ или очерк о каком-либо произведении изобразительного искусства (с его описанием).
• Придумайте современный сюжет с оживающим портретом и опишите сам портрет.
• Создайте портрет героя в виде комнаты (аналог в живописи: Сальвадор дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»; пример в литературе: Замятин «Мы» портрет I-330).

*** Варианты задания: портрет-пейзаж, портрет-натюрморт. В качестве контрольной работы обсуждаются и принимаются любые оригинальные идеи по воплощению в творчестве различных видов словесной живописи.

_____________________________
Литература:

1. Баршт, К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусства ХIХ века) // Русская литература и изобразительное искусство ХVIII — начала ХХ века: сб. науч. тр. — Л., 1988. С.5–34.
2. Вартанов, А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства // Литература и живопись. — Л.: «Наука», 1982.
3. Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. — М.: «Сов.писатель», 1974.
4. Гаспаров, Б.М. Структура текста и культурный контекст // Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. — М.: «Наука», 1993. С.274–303.
5. Данилова, И.Е. Исполнилась полнота времён. Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. — М., 2004.
6. Дмитриевская, Л.Н. Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы» – М., 2012. (Электронный доступ к книге на сайте http://elibrary.ru + Библиотека Литературного института)
7. Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус) – М., 2005. (Библиотека Литературного института)
8. Дмитриевская, Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. – М., 2013. (Электронный доступ к книге на сайте http://elibrary.ru + Библиотека Литературного института)
9. Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе ХIХ – начала ХХ вв.: дис. … доктора. филол. наук. – М., 2013. (Читальный зал Литературного института).
10. Завгородняя, Г.Ю. Живописное начало в прозе первой трети ХХ в. // Лучшая вузовская лекция. — М.: ИПК «Литера», 2006. С.38–60.
11. Искусство портрета: сб. статей. / Под ред. А.Г. Габричевского. — М.: ГАХН, 1928.
12. Колосова, С.Н. Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии: дис. … доктора. филол. наук. – М., 2012. (Читальный зал Литературного института).
13. Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М.: ИПК «Литера», 2011.
14. Лепахин, В.В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. (Частями есть в сети Интернет)
15. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. — Л.: «Наука», 1982. С.31–65.
16. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: «Искусство», 1995.
17. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. — М.: «Мысль», 1995.
18. Лотман, Ю.М. Портрет // Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб: «Академический проект», 2002. (Статья доступна в сети Интернет.)
19. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) – М.: «Владос», 1999. (Библиотека Литературного института)
20. Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: учеб. пособие. — М.: «Флинта: Наука», 2011.
21. Норштейн, Ю.Б. Сказка сказок. — М.: Издательство «Красная площадь», 2005.
22. Норштейн, Ю.Б. Снег на траве. В 2 кн. – М.: Издательство «Красная площадь», 2008.
23. Рубинс, М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция — СПб: «Акад. Проект», 2003.
24. Сакулин, П.Н. Филология и культурология. — М.: «Высшая школа», 1990.
25. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: «Прогресс. Культура», 1995.
26. Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. — М.: «Наука», 1987.
27. Уртминцева, М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета). — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2000.
28. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. — М.: Изд-во «МиК», 2002.