В этом году курс не читается.
Материалы доступны только для слушателей повышения квалификации, прошедших этот курс.


Курс подготовлен для и факультета переподготовки и курса повышения квалификации учителей г.Москвы.  С сентября 2011 года он на 50 % переведён в дистанционные.

Дистантно изучается:
- литературный процесс по десятилетиям ХХ века,
- культурно-исторический контекст, в котором развивалась литература ХХ века.
На очных встречах проводим анализ художественных произведений.

____________________________________________________________________

Литература - часть культуры, истории. Подумайте,
•    почему 17 век — век театра, век Мольера,
•    почему 18 век — век государственных идеалов в культуре,
•    почему направление романтизма появлялось на рубеже 18-19 веков, а затем на рубеже 19-20 веков,
•    почему середина 19 века в России — век романов, большой эпической прозы, а конец 19-го — начало 20-го — век поэзии?
Ответы спрятаны в истории, в культуре, духе каждой эпохи, в биографии писателя, в умственной и нравственной жизни народа и в художественном произведении.

Литература, история, география, МХК изучаются в школах как отдельные предметы, поэтому очень редко когда ученики способны свести полученные знания в единую картину мира, а значит им сложно постигнуть во всей полноте литературное произведение.
Что может предпринять учитель?
1.    Проводить комбинированные уроки (литература – история, литература — МХК, литература — география).
2.    Не жалеть времени на культурный контекст на уроке.

Для справки:
Основоположник культурно-исторического метода - французский философ, литературовед, писатель  Ипполит Тэн.
В России:
Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, П.Н.Сакулин, Б.И.Пуришев, А.Ф.Лосев

Материалы для самостоятельного изучения курса

  • культурно-исторический обзор эпохи,
  • основные моменты литературного процесса по десятилетиям.
  • ! Подробный анализ произведений каждой эпохи - на лекциях и семинарах.

1900-е

1910-е

1920-е

1930-е

1940-е

1950-е

1960-е

1970-е

1980-е

1990-е

________________________________

Дополнительные материалы:

Список экранизаций русской и зарубежной литературы