Предисловие

Величайшие художники русской литературы – Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький – единодушно признавали роман Лермонтова «Герой нашего времени» за образцовое произведение русской прозы.
Гоголь утверждал: «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой» («В чем же, наконец, существо русской поэзии?». 1846). В собственноручном списке книг, оказавших на него влияние, Л.Н. Толстой отмечает: «Лермонтов. Герой нашего времени. Тамань. Очень большое». «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова, – говорил Чехов, – я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать».
Подобную же исключительно высокую оценку «Герой нашего времени» встретил в русской критике. В.Г. Белинский считал «Героя нашего времени» вечным драгоценным достоянием русской литературы. В рецензии по поводу третьего издания романа (1843) великий критик писал: «Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как в нем все просто, легко, обыкновенно, и в то же время так проникнуто мыслью, жизнью, так лирично, глубоко, возвышенно. Кажется, будто все это не стоило никакого труда автору, – и тогда вспадает на ум вопрос: что же еще он сделал бы? Какие поэтические тайны унес он с собою в могилу?»
Будучи великим произведением русской художественной прозы, «Герой нашего времени» является в то же время замечательным летописным памятником целой эпохи, чрезвычайно важной в истории русской культуры.
«Лермонтов – великий поэт, – утверждал Белинский по поводу «Героя нашего времени»: – он объективировал современное общество и его представителей» (письмо В.Г. Белинского к В.П. Боткину 13 июня 1840 г.). Вот почему ни одно сочинение, пытающееся изобразить жизнь, мысль, чувства и историческое дело людей 1830–1840-х годов, к которым принадлежат Белинский, Герцен, Огарев, Бакунин, не обходится без ссылок на показания Лермонтова, в образе Печорина «объективировавшего» одного из действительных героев этого замечательного времени.
Есть у романа Лермонтова и третье важное значение. Завершая собой целый ряд произведений Лермонтова, рисующих одиночку-мятежника, протестанта против окружающей его косной и реакционной среды, «Герой нашего времени» заключает в себе отражение многих мыслей, суждений и жизненных наблюдений самого Лермонтова. Большое значение «Героя нашего времени» для биографии Лермонтова давно уже признано биографами поэта,
Несмотря на указанное тройное значение «Героя нашего времени», нельзя назвать ни одной литературоведческой работы, сполна посвященной знаменитому роману.
Существует большая критическая литература о личности Печорина, но до сих пор не было сделано попытки установить хронологию его жизни, чтобы точно определить, «героем» какого «времени» он является, и выяснить, с какой социальной средой имеет он прямую связь. Не существует ни одной работы, которая пыталась бы выяснить географическую почву и историческую обстановку, в которой происходит самое действие романа Лермонтова.
Целое множество историко-географических подробностей и этнографо-бытовых деталей, важных для понимания романа, доныне остается без объяснения. Тема «Лермонтов в его романе» никем не разработана, отчего до сих пор неясна автобиографическая подоснова романа. Если вопрос о потомках Печорина, о дальнейших вариациях его типа в литературе, был поставлен И.Н. Розановым в его работе «Отзвуки Лермонтова» (1914), то вопрос о сверстниках Печорина, об его литературных современниках, еще не поставлен в литературоведении.
Можно бы значительно умножить число этих «пустых мест» в научном изучении «Героя нашего времени».
Предлагаемая работа ни в какой мере не притязает на то, чтобы восполнить все эти пробелы в изучении одного из величайших памятников русской литературы и общественности: это дело по силам не одному, а многим исследователям, при долгой и напряженной общей работе.
Автор представляет здесь читателю только пособие к такому изучению «Героя нашего времени». Предлагаемое пособие к изучению «Героя нашего времени» разделяется на две части.
Первую часть составляют отдельные статьи: «Лермонтов в работе над «Героем нашего времени», «Кавказ и кавказцы в романе Лермонтова», «Печорин», «Вокруг Печорина», «Сверстники и потомки Печорина».
Вторая часть представляет собой свод объяснений, сопутствующих ходу авторского изложения. В этот объяснительный свод материалов к изучению романа вошли небольшие статьи-экскурсы, справки и заметки исторического, географического, этнографического, историко-литературного и биографического содержания, – поясняющие те или иные стороны романа Лермонтова, важные для его надлежащего прочтения и верного понимания. Отсутствие подобных объяснений даже в лучших изданиях Лермонтова (например, в издании «Асаdemia», М.-–Л. 1936-–1937) делает появление такого объяснительного свода к «Герою нашего времени» существенно необходимым.
По мысли автора первый отдел книги должен ввести читателя в основные вопросы изучения «Героя нашего времени», второй отдел должен помочь читателю разобраться во многих других сторонах романа, в особенностях его литературного построения и в многообразии его жизненного содержания.

За дружескую помощь в моей работе приношу глубокую признательность проф. Н.Л. Бродскому, проф. Н.К. Гудзию, И.А. Комиссаровой, М.Н. Лошкаревой и проф. Н.П. Сидорову.

С. Дурылин